Учет ДТП в Украине отменен

29 апреля 2016

Учет ДТП в Украине отменен. Чего ожидать от такой отмены?

Весьма широкого обсуждения на просторах Интернет достиглоновое постановление Кабинета министров Украины под №252 от 30 марта 2016 года,вступившее в силу 15 апреля текущего года. Вот что успел сделать перед уходомпрошлый состав правительства. Но интерес привлекает не всё постановление, атолько та его часть, которая отменяет некоторые положения ранее действовавшего ПостановленияКМУ №538 от 30 июня 2005 года. Последним был утвержден Порядок учетадорожно-транспортных происшествий. Если быть точнее, то новым постановлениемотменены все положения старого постановления, кроме одного – пункта 3, который касаетсявозможности оформления ДТП, в которых не был причинен вред жизни и здоровьюлюдей, а пострадали только транспортные средства, при участии представителястраховой компании без привлечения соответствующих органов. 

Вопрос, интересующий публику сегодня: так что, теперьПорядок учета не действует? Да, теперь не просто не действует порядок учетаДТП, теперь учет фактически не ведется.

Какими могут быть последствия такого решения? Сказатьтрудно. Но приведем в пример немного статистики. По данным Министерства охраныздоровья Украины, имеющимся на официальном сайте ведомства, за 11 месяцевпрошлого года в Украине зафиксировано около 20 000 ДТП, из них около 4000– со смертельным исходом. Если же брать во внимание ДТП, не только коснувшиесяздоровья людей, но и те, что принесли лишь материальный ущерб, то их и вовсебольше 200 000. Такой показатель больше чем вдвое превышает средний уровеньДТП в Европе.

Что дает нам учет ДТП? 

Это не сухие цифры. Это возможностьотслеживать тенденции и изменения в дорожной ситуации Украины. Анализполученных данных позволяет установить основные причины совершения ДТП, оценитьмасштабность принесенного ущерба и вреда здоровью граждан. А уже на основаниирезультатов такой оценки, власти, совместно с экспертными учреждениями, должныразрабатывать меры профилактики ДТП, ужесточать ответственность водителей за теили иные действия, или несоблюдение правил, зачастую игнорирующихся. Что жетеперь? Теперь о реальной ситуации на дорогах общественность точно не узнает.

Для самих же правоохранителей ситуация со сбором информациине безнадежна, но существенно затруднена. Если раньше был единый реестр ДТП, тотеперь для того, чтобы собрать интересующую информацию и ознакомится спрактикой принятия решений по тому или иному случаю, нужно будет обращаться креестрам Министерства здравоохранения (относительно повреждений, полученных врезультате ДТП), данным страховых компаний (относительно поврежденногоимущества), реестру судебных решений и прочее.

Многие говорят также о том, что видимо, будут отменены иединые требования относительно контроля со стороны руководства предприятийразличных форм собственности состояния водителей предприятия перед выездом намаршрут или по заданию. Это не так! Отменили формирование статистическогоучета, но не требования к безопасности. Статья 46 Закона Украины «О дорожномдвижении» не отменена и по-прежнему требует от администраций предприятий,учреждений и организаций всех форм собственности организовывать работуводителей в соответствии с действующим законодательством. Более того,продолжает действовать и иной документ – Положение о медицинском осмотрекандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденное совместнымПриказом Министерства охраны здоровья и Министерства внутренних дел Украины от31.01.2013 года, где Раздел ІV посвящен как раз порядку проведения посменногопредрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей транспортныхсредств. Данные таких осмотров вносятся в специальный Журнал. Каждый месяц, вконце, перевозчик обязан ознакомиться с записями журнала, и проанализироватьситуацию. Особое внимание Положение обращает на тех водителей, которые намомент осмотра находились в состоянии опьянения (алкогольного, наркотическогоили токсического). Однако, что потом делать с полученными сведениями, вПоложении не сказано. Вероятно, такие журналы могут использоваться лишь дляотчетности перед Министерством здравоохранения.

Если говорить о последствиях, то теперь помимо сложностейдля правоохранителей в формировании общей «картины», трудности испытают и иныеорганизации и отдельные граждане. Например, ранее в страховых компаниях просилипредоставить справку о ДТП. Теперь же, вследствие отсутствия единой базы,получение такой справки может быть затруднительным. Особенно, если вы сталиучастником ДТП в одной области, а проживаете и зарегистрированы в другой. Какбудет решаться такая проблема на практике – пока не известно.

Трудно придется и предприятиям, чьи автомобили сталиучастниками ДТП. Чтобы оформить списание средств на ремонт или иные выплаты,тоже нужен документ, подтверждающий факт ДТП.

Видимо, временно в Украине в качестве подтверждающихдокументов будут использоваться протоколы об административных нарушениях,возможно выписки из Единого реестра досудебных расследований. Но и с этим возможныпроблемы. Недостаточно детальные указания обстоятельств совершения ДТП могут неустроить страховую компанию. Так или иначе, коллапс неизбежен.

О том, что общественность не будет знать о происходящих надорогах происшествиях, а точнее о масштабности происходящего – и говорить неприходится!

Однако, возможно не все так плохо. Недавно в Украине созданновый орган — Управление безопасности дорожного движения Департаментапревентивной деятельности Национальной полиции Украины. Он уже анонсировал  проведениекомплекса мероприятий, направленных на минимизацию осложнений в дорожномдвижении, в том числе в местах проведения дорожных работ. В их же компетенциювходит и разработка нового порядка сбора дорожной информации, формированиесоответствующих баз данных.

Есть и иной подход. В Верховной Раде Украины зарегистрированзаконопроект №4275, предусматривающий создание Национального агентства повопросам безопасности дорожного движения. Возможно, разработка нового порядка ииных программ ляжет на плечи нового ведомства, если депутаты согласятся спредложенным законопроектом.

Так или иначе, на разработку документа, отвечающегосовременным потребностям, уйдет время, а потом еще потребуется срок дляутверждения такого порядка правительством. Вряд ли это случится до концатекущего года, если анализировать скорость принятия подобных решений в Украине.Так что в ближайшие 6-9 месяцев украинцы будут чувствовать себя «болеезащищенными», ведь ДТП на дорогах больше нет, по крайней мере, официально!

График приема граждан: с 8-30 до 17-00 без перерыва. Выходной: суббота, воскресенье. Адрес бюро: г. Киев, ул. Хорива 25/12
Последние статьи все статьи
Содержание в «клетке» в зале суда: когда такая мера является нарушением прав человека согласно ЕСПЧ

Содержаниев «клетке» в зале суда: когда такая мера является нарушением прав человекасогласно ЕСПЧ?31 января 2017 года Европейскийсуд по правам человека

Умышленное убийство и тяжкие телесные, повлекшие смерть: практические проблемы квалификации

Казалось бы – что сложного вразграничении составов убийства и тяжких телесных повреждений. Но сложности всеже возникают, когда результатом избиения или

Как обжаловать протокол по статье 130 КУоАП?

Обжалование протокола и постановления о привлечении кответственности по ст. 130 КУоАП (вождение в состоянии опьянения)Небольшие штрафы и отсутствие обязательного лишенияводительских

Tweet