Судебная реформа в Украине-что нового нас ждет?

Судебная реформа в Украине-что нового нас ждет? 30 сентября 2016г.

Судебная реформа в Украине стартовала: «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!»

В Украине стартует долгожданная судебная реформа. С сегодняшнего дня в силу вступил принятый 3 месяца назад Закон «О судоустройстве и статусе судей» в новой редакции. Напомним, что «за» апгрейд системы высказались 335 народных избранников. Конечно, закон пока имеет некоторые пробелы и противоречия, но это лишь начало. А изменения, предусмотренные и вводимые отныне законом, нужно отметить, весьма серьезные. 

Давайте пройдемся по ним детальнее.

1. С сегодняшнего дня судьи в Украине назначаются и работают на бессрочной основе. Напомним, что ранее, впервые судья назначался сроком на 5 лет, которые фактически можно было рассматривать в качестве испытательного срока. По прошествии 5 лет, судья имел право подать прошение о бессрочном назначении на должность или оставить судейство. Теперь же такое решение принимается изначально.

До 10 октября (но не позднее, чем 31 октября) текущего года Верховная Рада обязуется подать в Высший совет правосудия представления и рекомендации по каждому из судей, по которым еще не принято решение о бессрочном назначении.

2. Изменен и минимальный возраст, с которого можно претендовать на занятие должности судьи. Ранее это было возможно в 25 лет, теперь – лишь с 30.

3. Очень важным изменением стала отмена неприкосновенности судей. Теперь судья может быть привлечен к уголовной ответственности почти на общих основаниях. Почему почти? Потому что для задержания судьи и избрания ему меры пресечения в виде заключения под стражу правоохранительным органам по-прежнему требуется согласие Высшего совета правосудия. Тем не менее, задержание судьи допускается без каких-либо согласований, если оно происходит во время или сразу после совершения преступления, при условии, что преступление относится к категории тяжких или особо тяжких.

В то же время судья не может быть привлечен к ответственности за вынесенное им решение, кроме случаев совершения преступления (подлог, к примеру) или дисциплинарного проступка.

4. Как видно из предыдущего пункта на смену Высшему совету юстиции приходит новый орган – Высший совет правосудия. Состоять он будет из 21 члена. В новый состав контролирующей инстанции не войдут Министр юстиции и Генеральный прокурор Украины. Круг полномочий органа довольно широк. Так, по представлению ВСП Президент сможет назначать судей на должность. Самостоятельно ВСП сможет увольнять, отстранять и осуществлять перевод судей с должности на должность, давать разрешение на их задержание и арест, применять меры дисциплинарного воздействия (последнее ранее относилось к компетенции Высшей квалификационной комиссии судий). Также ВСП получил право назначать руководителей Службы судебной охраны и Государственной судебной администрации.

Конечной датой полного и окончательного формирования состава ВСП определено 30 апреля 2019 года. Не ясным остается одно: как же до тех пор этот орган сможет полноценно осуществлять возложенные на него, прямо скажем, немалые полномочия? Пока это загадка.

5. Новинкой законодательства является и то, что за Президентом Украины по-прежнему сохраняется право назначать судей, однако увольнение их с должности уже не относится к его компетенции. Однако полномочия главы государства в отношении судов все же расширились – теперь он отвечает за создание, реорганизацию и ликвидацию судов.

6. Изменения коснулись и деятельностиКонституционного Суда Украины. Теперь судий этой инстанции не вправе увольнять ни ВРУ, ни Президент. Решение об увольнении принимается двумя третями состава самого Конституционного Суда.

Также за Конституционным Судом Украины новым документом закреплено право определять конституционность вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум по народной инициативе (по представлению Президента или группы депутатов (не менее 45)).

7. Совершенно новый подход отмечен и к архитектуре судебной системы. Полностью ликвидированы высшие специализированные суды, на смену же им прийдет 2 новых – Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и Высший антикоррупционный суд.  В состав ВСУ войдут 200 судей, что в 2 раза меньше, чем было до этого в специализированных судах и ВСУ вместе взятых.

Проведение конкурса на замещение должностей в Верховном суде Украины должно начаться не позднее 30 ноября 2016 года. К этому же сроку судьи ныне упраздняемых высших специализированных судов должны подать декларации добросовестности судьи, в апелляционных– до 30 декабря этого года и в местных – до 30 марта 2017 года.

К слову сказать, с нового года и заплаты у «новых» судей будут впечатляющими. Для местных судов – 15 минимальных зарплат (а с 01.01.2018 – 20 МЗП, с 01.01.2019 – 25 МЗП), для апелляционных – 25 минимальных зарплат (а с 01.01.2018 – 30 МЗП, с 01.01.2019 – 40 МЗП), для ВСУ – 75 минимальных зарплат.

По срокам создания новых звеньев системы следующее. До 30 марта 2017 года создается Верховный Суд Украины, до 30 сентября 2017 года – Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности, до 30 июня 2019 года будут созданы апелляционные суды в округах, тогда же будут обновлены и местные суды.

Высший антикоррупционный суд Украины пока не имеет даты создания, но установлено, что он должен быть сформирован не позднее 12 месяцев со дня вступления в силу закона о статусе судей этого специализированного суда.

Также вводится автоматизированная система формирования и ведения судейских досье.

Описанное выше – основные изменения, касающиеся судебной системы Украины, однако новый закон предполагает введение и других не менее значимых новшеств, касающихся осуществления правосудия.

Так, срок полномочий Генерального прокурора Украины продлен. Теперь глава прокуратуры назначается не на 5 лет, а на 6. Однако, он теряет право быть переизбранным на должность повторно. Иными словами, у главного блюстителя законности теперь будет всего один шанс «показать» себя.

Не менее важным пунктом закона видится и то, что отныне прокуратура теряет одну из основных своих функций – надзор за соблюдением законности. За структурой по большому счету остается лишь поддержание государственного (публичного) обвинения и процессуальное руководство в досудебном расследовании. Наверняка, многие бизнесмены сейчас вздохнули с облегчением!

Что же касается третьей стороны, всегда задействованной в системе правосудия – защиты – то и здесь не обошлось без нюансов. С 01 января 2020 года представлять интересы граждан в суде смогут только квалифицированные (имеющие соответствующее свидетельство) адвокаты. Простые юристы, помощники, родственники и т.д. уже не смогут осуществлять защиту в суде. Однако этот принцип будет внедряться постепенно. С 01 января 2017 года только адвокаты или прокуроры могут представлять интересы граждан в Верховном Суде Украины и кассационных судах, с 01 января 2018 года – только адвокаты представляют интересы в апелляционных судах, с 01 января 2019 года – только адвокаты представляют интересы в судах первой инстанции, а с 01 января 2020 года – только адвокаты имеют право представлять органы государственной власти и местного самоуправления в судах.

Оценивая новые принципы и порядок работы системы правосудия, приходим к выводу, что начало судебной реформы положено многообещающее. Однако делать выводы и какие-либо прогнозы очень рано. Будем надеяться, что это не очередная попытка в корне изменить систему, а реальные шаги к построению реально действующей модели правосудия.

График приема граждан: с 8-30 до 17-00 без перерыва. Выходной: суббота, воскресенье. Адрес бюро: г. Киев, ул. Хорива 25/12
Последние статьи все статьи
Содержание в «клетке» в зале суда: когда такая мера является нарушением прав человека согласно ЕСПЧ В своей статье адвокат по уголовным делам Евгений Кузьмин рассказывает о практике Европейского суда по правам человека отношения нахождения обвиняемого "в клетке" на момент рассмотрения дела в суде.
Умышленное убийство и тяжкие телесные, повлекшие смерть: практические проблемы квалификации В данной статье адвокат по уголовным делам Евгений Кузьмин рассказывает о проблемах разграничения умышленного убийства от нанесения тяжких телесных повреждений, повлекших смерть.
Как обжаловать протокол по статье 130 КУоАП? В данной статье адвокат в Киеве Евгений Кузьмин дает практические советы водителям о том, как обжаловать протокол за вождение в состоянии алкогольного опьянения.
Tweet